Кому платим – с того и требуем
Чистые подъезды, ухоженные дворы, качественное предоставление коммунальных услуг и своевременный ремонт — так должно быть в каждом многоквартирном доме. Но если управляющая компания или руководство ТСЖ не желают работать на совесть, а управляют лишь деньгами, собранными с жильцов, в дело вмешиваются инспекторы комитета государственного жилищного контроля и надзора.
О том, как собственникам жилья добиться соблюдения своих прав, нам рассказал председатель регионального комитета, главный жилищный инспектор Ленинградской области Александр Тимков.
- Александр Михайлович, обычно в Жилнадзор обращаются с любыми бытовыми бедами от текущей крыши до нахамившего мимоходом дворника, не особо вникая, где заканчивается сфера ответственности ведомства. Чем же все-таки занимается ваш комитет и какие вопросы решает?
- Областной комитет Госжилнадзора следит за соблюдением жилищного законодательства. В центре внимания нашего ведомства — все многоквартирные дома региона.
Проще говоря, наш комитет создан и существует для того, чтобы вмешаться в ситуацию, если жильцы дома не могут договориться с управляющей организацией. Инспекторы выезжают на место, проводят проверку, фиксируют нарушения. По результатам проверки, в случае выявления недостатков в содержании дома, выдают предписание и могут выписать внушительный штраф.
- Часто приходится прибегать к карательным мерам в виде штрафов?
- Несмотря на всю эффективность этого способа повлиять на нерадивые управляющие компании мы стараемся как можно реже накладывать серьезные штрафы.
Нужно понимать, что деньги, которые уходят на штрафы, — могут быть использованы на благо дома и его жителей. Поэтому сначала мы стараемся мягко повлиять на компанию: выдаем предписание, обсуждаем сроки устранения нарушений. Но если она и дальше не исполняет на должном уровне свои обязательства перед жильцами — что-то подкрашивает, подмазывает, но не исправляет ситуацию в целом — тут мы прибегаем к более жестким мерам. Наказываем за неисполнение предписаний, выписываем штрафы.
Если компания хронически не реагирует на предписания — она имеет все шансы лишиться лицензии и уйти с рынка жилищно-коммунальных услуг.
- Часто представители управляющих компаний сетуют, что они бы и рады качественно оказывать услуги, но не на что, причем по вине собственников жилья. Насколько подобные заявления имеют право на жизнь или это отговорки управляющих компаний?
- Действительно, часто наши граждане забывают о том, что благополучие многоквартирного дома начинается с правильного отношения жильцов к своей собственности, и особенно, к общедомовому имуществу. Потому что содержание этих площадей также ложится на плечи собственников жилья.
Действующим законодательством предусмотрен минимальный перечень работ, которые обязательно должны регулярно выполняться в доме. Но общим собранием собственников этот перечень может быть существенно расширен. За дополнительную оплату, разумеется.
К сожалению, сегодня далеко не все собственники понимают, что они имеют не только права, но и определенные обязанности. Например, своевременно оплачивать коммунальные услуги и в разумных пределах пересматривать тарифы на содержание дома.
- Чем чревато, если не актуализировать тарифы?
- Чтобы было понятно, адекватные тарифы на содержание общедомового имущества начинаются от 22 рублей за квадратный метр. В Ленобласти есть дома, где жильцы утвердили тарифы на уровне 40-45 рублей. Но больше таких, где люди по-прежнему платят по 11-14 рублей. Управляющая компания ничего не может сделать на эти деньги. Разве что периодически подметать разрушающийся дом. И мы повлиять на ситуацию не можем — именно собственники несут ответственность за содержание и сохранность не только своей квартиры, но и дома в целом. Жильцы разрушающегося дома жалуются нам, мы реагируем, выписываем предписания, штрафы, забираем последние деньги у управляющей компании. По-человечески все понимаем, но обязаны действовать по закону. Есть нарушение — должны реагировать.
Ситуация изменится только тогда, когда люди начнут четко понимать: «Это наш дом. Мы за него отвечаем. И мы за него платим!»
- Но где эта грань между адекватными тарифами и аппетитами управляющих компаний?
- Управляющая компания — это не орган власти. Она не может сама принимать решения и навязывать что-то жильцам дома. Люди покупают у компании услуги. Мы в свою очередь контролируем, чтобы управляющие организации не завышали тарифы на содержание дома, а все собранные с жильцов средства расходовали только по прямому назначению.
В финансово-хозяйственную деятельность компании мы не вмешиваемся, но можем проверить правильность начислений, корректность и качество исполнения договора управления — все ли оговоренные виды работ и услуг производятся, надлежащего ли они качества.
- С какими жалобами к вам чаще всего обращаются жители Ленобласти? И как вы реагируете на них?
- Сотрудники регионального комитета Госжилнадзора ежемесячно рассматривают порядка тысячи всевозможных жалоб. Большинство из них касается текущих проблем дома, на которые не реагируют управляющие компании.
Говоря откровенно, многие вопросы удается решить, не выезжая на место — лишь поставив в известность управляющую компанию. На сигнал из жилнадзора местные коммунальщики реагируют довольно оперативно. При этом нередко оказывается, что УК даже не в курсе существующей проблемы — туда просто никто не обращался. Многие жильцы предпочитают «прыгать через голову» и писать жалобы во все инстанции, вплоть до администрации президента России и ООН, а не решать вопросы на месте.
- Можете подсказать какой-то правильный алгоритм, как действовать в случае той или иной проблемы?
- Если что-то случилось, в первую очередь необходимо обратиться в управляющую организацию и зафиксировать заявку (письменно или по телефону). Только если там не отреагировали на обращение, стоит жаловаться в комитет государственного жилищного надзора и контроля. Не наоборот.
Мы реагируем на жалобу в 30-дневный срок. Управляющая компания делает это гораздо оперативнее. Если у человека течет вода с потолка, а он решил не в обслуживающую организацию обратиться, а сразу пожаловаться нам, его проблема будет решена, но времени на это понадобится гораздо больше. А если он сразу в прокуратуру или в Москву напишет? Обращение в любом случае перенаправят к нам. А теперь представьте, сколько времени это может занять.
Как показывает практика, больше 50% всех жалоб во все возможные инстанции касаются простых вопросов и могут быть решены без вмешательства жилнадзора.
Если же УК не принимает меры, то можно воспользоваться «горячей линий» комитета (телефон (812)611-51-73) — информация будет передана обслуживающей организации, и вопрос оперативно решится.
- А если все-таки без обращения в Жилнадзор не обойтись, как правильно написать жалобу?
- Каких-то строгих требований, конечно же, нет. Но все-таки лучше, если обращение будет написано коротко и четко по делу.
«Многотомные» жалобы – это сегодня еще одна «головная боль» сотрудников жилищного надзора Ленобласти.
Вместо того, чтобы кратко описать свою проблему, кто-то пишет заявления на 10 листах с описанием своей биографии, трудного детства и многих не имеющих к ЖКХ подробностей личной жизни.
Читаешь и не можешь понять, в чем же проблема. А суть легко может уместиться в одну строку. Бесспорно, мы уважаем героические заслуги человека. Но чем конкретнее и проще будет сформулирована проблема, тем качественнее и быстрее мы отреагируем. Пока мы читаем и разбирается, уходит время.
Как не стоит писать: «Я родился… женился… трудился… однажды пожал руку первому секретарю горкома и т. п… Кстати, в доме протекает крыша».
Стоит писать: «В доме протекает крыша (адрес). Обращение в управляющую организацию результатов не дали (копия обращения и ответа УК прилагается). Проведите проверку. Примите меры».
Главное — результат. Чистые ухоженные дома, качественные жилищно-коммунальные услуги, разумная стоимость услуг. Чтобы жить было уютно, безопасно и комфортно.
Беседовал Александр Телегин