«Можем жить лучше!»
Проблемы задолженности в сфере ЖКХ не теряют свою остроту. В 2013 году общий объем задолженности за оказанные ЖКУ в России составил 736 миллиардов рублей, в т.ч. просроченная задолженность населения свыше 146 миллиардов рублей.
На территории Гатчинского муниципального района, несмотря на колебания в течение года, наблюдается устойчивый рост задолженности по всем группам потребителей. На 01.04.2014 г. просроченная задолженность населения за оказанные ЖКУ по двум основным исполнителям услуг Гатчинского района составила свыше 248 миллиардов рублей, в т.ч. по:
- МУП ЖКХ «Сиверский» - свыше 58,0 млн. руб.
- ОАО «Коммунальные системы Гатчинского района» - свыше 190,0 млн. руб.
Платежная дисциплина по поселениям Гатчинского муниципального района выглядит следующим образом:
№№ п/п |
Поселение |
Задолженность за ЖКУ |
Всего |
|
МУП ЖКХ «Сиверский» |
ОАО «Коммунальные системы ГР» |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Большеколпанское с/п |
|
8465563,00 |
8465563,00 |
2. |
Веревское с/п |
3 587 980,02 |
10 063 181,93 |
13 651 161,95 |
3. |
Войсковицкое с/п |
3 465 344,97 |
12 722 702,52 |
16 188 047,49 |
4. |
Вырицкое г/п |
3 879 968,47 |
5 216 692,22 |
9 096 660,69 |
5. |
Дружногорское г/п |
4 380 114,02 |
14 737 130,89 |
19 117 244,91 |
6. |
Елизаветинское с/п |
5 035 889,72 |
15 132 789,62 |
20 168 679,34 |
7. |
Кобринское с/п |
3 061 089,11 |
9 060 328,27 |
12 121 417,38 |
8. |
Новосветское с/п |
5 739 907,08 |
21 773 939,84 |
27 513 846,92 |
9. |
Пудомягское с/п |
3 521 146,99 |
12 119 142,94 |
15 640 289,93 |
10. |
Пудостьское с/п |
3 624 295,93 |
22 563 003,89 |
26 187 299,82 |
11. |
Рождественское с/п |
2 343 234,21 |
10 138 485,99 |
12 481 720,20 |
12. |
Сиверское г/п |
11 686 709,69 |
26 640 094,18 |
38 326 803,87 |
13. |
Сусанинское с/п |
3 390 932,50 |
7 206 115,63 |
10 597 048,13 |
14. |
Сяськелевское с/п |
3 960 297,16 |
12 176 577,23 |
16 136 874,39 |
15. |
Таицкое г/п |
1 111 236,16 |
1 212 349,01 |
2 323 585,17 |
|
|
|
|
|
|
Итого по всем поселениям |
58 788 146,03 |
189 228 097,16 |
248 016 243,19 |
Одной из основных причин складывающейся критической ситуации с оплатой ЖКУ является наличие большого количества потребителей коммунальных услуг, по отношению к которым законодательством существенно ограничена возможность применения мер ответственности.
Риски неплатежей со стороны потребителей ЖКУ полностью ложатся на управляющие и ресурсоснабжающие организации, которые частично пытаются их переложить на конечных потребителей через повышение платежей.
Анализ платежной дисциплины граждан отмечает, что при высоком уровне платежей за ЖКУ за 2013 год – 96%, в срок оплату производят 65% граждан, 20% вносят плату с трехмесячным отставанием, еще 7% задерживают плату на срок до полугода. Остальные граждане являются злостными неплательщиками, которые оплачивают счета только после применения к ним тех или иных мер воздействия.
К причинам, определяющим подобную платежную дисциплину населения, можно отнести недоверие населения к обоснованности начисленных коммунальных платежей, противоречивость принимаемых органами государственной власти нормативных документов, неразвитость удобной для населения системы оплаты платежей, взимание завышенной комиссии при оплате ЖКУ через «Почту России» и «Сбербанк России», претензий населения к качеству предоставляемых ЖКУ.
Сложность расчетов, завышенность платежей за общедомовые нужды в многоквартирных домах, расчеты за горячее водоснабжение, оплата за отопление, планируемое внедрение социальных норм потребления, новые правила проведения капитального ремонта общего имущества, не способствуют пониманию гражданами процессов, происходящих в социально-значимой отрасли.
В настоящее время работа с неплательщиками сводится к следующему:
- Начисление неустойки за оплату ЖКУ, внесенных с опозданием (п. 14, ст. 155 ЖК РФ) за сутки просрочки нужно заплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной суммы. При месячной задержки оплаты ЖКУ с каждой 1000 рублей должник обязан заплатить 8,25 рублей. Незначительность суммы снижает действенность этой меры.
- Приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги в соответствии с требованием XI раздела Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, допускается в отношении квартиры конкретного должника, при превышении суммы трехмесячных размеров платы. Технологически отключение сложно применять ко всем видам коммунальных услуг должника.
- Выселение из жилого помещения. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения. Основанием для выселения является факт неуплаты без уважительной причины платежей за жилое помещение и коммунальной услуги более чем за 6 месяцев. Вызывает затруднение определения причин, которые следует считать уважительными при задержке в оплате ЖКУ.
- Подача искового заявления организацией ЖКХ в суд о принудительном взыскании задолженности, широко распространенный способ борьбы с неплательщиками, не всегда дает нужный результат. При отсутствии доходов у неплательщика даже при положительном решении суда судебные приставы вынуждены закрывать исполнительное производство из-за невозможности взыскания.
- Арест имущества должника (ст. 140 ГПК РФ) является мерой обеспечения иска, принимаемой судьей или судом по заявлению лица, участвующего в деле. Применение этого реально работающего метода ограничивается нежеланием судебных приставов исполнять свои обязанности.
- Временное ограничение на выезд должника из страны (ст. 67 ФЗ-229 от 02.10.2007 г.). При неисполнении должником без уважительной причины требований, содержащих в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает 10 000 (десять) тысяч рублей, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
Наконец, стоит упомянуть о подготовке ряда изменений в
законодательство, направленное на повышение платежной дисциплины в сфере ЖКХ. В частности предусматривается:
- введение ограничений (например: запрет на продажу, дарение,
ограничение по распоряжению собственным жильем) после решения суда в случае неуплаты любых видов ЖКУ;
- предоставление управляющей организации права отключать
неплательщикам любые услуги ЖКХ;
- увеличить пени за неуплату счетов по услугам ЖКУ до 17% годовых;
- установление более низких тарифов для конечных потребителей в
случаи их авансовой оплаты;
- отражение в кредитных историях граждан сведений о неоплаченных
долгах за ЖКУ без их согласия, если вынесено решение суда о взыскании этих сумм, что может обернуться для гражданина невозможностью взять кредит в будущем.
Реализация даже части этих предложений будет способствовать улучшению положения с неплательщиками в сфере ЖКХ, в конечном результате – отрасль получит дополнительные средства для модернизации и повысит качество предоставляемых ЖКУ и обеспечит безопасность проживания граждан в многоквартирных домах.
Резервы для приведения общего имущества многоквартирных домов в надлежащее техническое состояние имеются, их вложение повышает стоимость жилой недвижимости собственников, а значит, наше с вами благополучие зависит от нас.
Директор
Управляющей организации
Председатель Ассоциации
Управляющих организаций
Ленинградской области А.В.РЫЖОВ